Мы делаем этот мир справедливее
+7 (8452) 345-543
Продавцов накажут за выманивание персональных данных покупателей

Рекомендовать друзьям:

Комментировать

Дата размещения статьи: 14.11.2017

В Роспотребнадзоре разработали законопроект, связанный с нарушением прав потребителей. Тех продавцов, кто принуждает покупателей сообщать свои паспортные и другие персональные данные, будут штрафовать. Сумма штрафа составит от одной тысячи рублей для должностных лиц и от 10 тысяч рублей для представителей бизнеса.
Новый законопроект запрещает требовать от потребителей указывать их персональные данные, исключение составляют случаи, когда указание отдельных личных данных предусмотрено законодательством.

Как это сделают

Часто случается и такое, что у покупателей под самыми различными предлогами, чаще всего в банке, в процессе оформления дисконтной карты, или под предлогом подключения услуги об информировании о самых лучших предложениях банка, собирают номера счетов, карт, СНИЛС, полисов автострахования, медицинских полисов и т.д. у ничего не подозревающих клиентов. Например, при покупке билета на киносеанс просят указать свои личные данные, однако основываясь на российском законодательстве, их указание необходимо только в случае покупки билетов на поезд или самолет. На деле нередко бывают ситуации, когда об этом просят при покупке товаров в ювелирных и других магазинах.
Конечно, далеко не всех касается такой запрет. По-прежнему смогут запрашивать персональные данные поликлиники, детсады и школы, но только в рамках своей деятельности. Например, врачу явно не нужна информация о вашем полисе автострахования. Сложилось мнение, что персональные данные из социальных учреждений становятся легкой добычей мошенников. В свою очередь злоумышленники могут использовать их для абсолютно любых своих нужд, например, зная некоторую личную информацию владельца дисконтной карты, они могут расплатиться вашей картой или воспользоваться средствами с электронного кошелька, в практически любом интернет-магазине, или оформить на потерпевшего займ. Но этим вопросом уже должны активно заниматься правоохранительные органы.
Сейчас в задачу Роспотребнадзора входит разработка перечня несправедливых и недопустимых условий договора, которые хотя бы в какой-то степени нарушают права потребителей. Благодаря этому удастся более оперативно выявлять факты появления незаконных условий, которые могут быть включены в договоры.

Для справки

За последние 6 лет количество нарушений прав потребителей из-за условий договоров продолжает увеличиваться. Более того, в договоры все еще продолжают включать те условия, которые ранее были признаны судом недействительными и абсолютно недопустимыми.
Остается пока неясным только то, как можно доказать, что человека принуждали дать свои данные, разве только с его слов. Возможно будет составлен документ, в котором будет указаны конкретные случаи для требований персональных данных, граждане в случае необходимости могут ссылаться на него.

А что на деле?

Юристы Общества защиты прав потребителей пока уверены, что на практике применение нового закона вызовет немало сложностей. Даже если потребитель придет с жалобой, что его вынуждали предоставить свои данные, при проверке Роспотребнадзор нигде не увидит требований по типу "клиент обязан предоставить свои личные данные", а раз это документально не подтвердилось, то и доказать сам факт нарушения крайне сложно.
Во многих структурах при обращении потребителей сканируют их паспорта, а еще паспорта требуют указывать на почте, например, чтобы получить письмо, бандероль или что-нибудь еще. Кроме того, приходится самостоятельно заполнять отрывные талоны. Часто приходится указывать персональные данные и при обращении через форму обратной связи, а потребовать могут не только стандартные фамилию, имя и номер мобильного телефона. Определением возможных граф как раз сейчас и занимается Роспортребнадзор.
По предварительным данным, новые правила начнут действовать уже с 1 июля 2018 года.

Яндекс.Метрика