Мы делаем этот мир справедливее
+7 (8452) 345-543
Нормы налогового права

Рекомендовать друзьям:

Комментировать

Дата размещения статьи: 02.06.2015

Релевантность норм налогового права на сегодняшний день в России остаётся достаточно низкой, что обуславливает относительно невысокий уровень эффективности правового регулирования этой области общественных отношений. Данное явление имеет различные формы проявления и часто обнаруживается ретроспективно - по результатам правового воздействия на субъектов.

Институт «неравного эффекта» (disparate impact), выработанный англосаксонской системой права, определяет дискриминационный характер действия определённых (нейтральных) норм на участников общественных отношений. Диспропорциональность последствий применения отдельных положений может иметь как обоснованный объективный характер (связанный с различным объёмом правомочий субъекта), так и косвенно дискриминационный (при равном объёме правомочий различные «глубина» и последствия воздействия норм на субъектов). Это явление, связанное в первую очередь с неотчуждаемыми правами человека, может быть транслировано и на правоотношения с участием юридических лиц. Здесь стоит подчеркнуть, что «неравный эффект» действия норм в отношении юридических лиц нужно отличать от мер, влекущих за собой монополизацию или ограничение конкуренции (нормы явно дискриминационного характера). Проблему неравного влияния нормы права на участников предпринимательской деятельности можно рассмотреть на примере применения п. 2 ст. 45 НК РФ. 

При взыскании задолженности по налогам перед бюджетом с индивидуального предпринимателя и общества с ограниченной ответственностью видна диспропорциональность последствий применения одних и тех же норм в отношении различных субъектов. Так, налоговый орган в случае отсутствия возможности взыскания задолженности перед бюджетом за счёт денежных средств и иного имущества индивидуального предпринимателя может поставить вопрос о погашении налоговой задолженности за счёт личного имущества. В свою очередь в отношении участников общества с ограниченной ответственностью по общему правилу использовать аналогичную процедуру не удастся. Тем самым нормы, регулирующие исполнение обязанности по уплате налоговой задолженности, (в совокупности с положениями иных отраслей) могут оказывать неравный эффект на различные группы налогоплательщиков и вызывать повод для обращания к адвокат онлайн

Подобная диспропорция нормативного воздействия проявляется в практической невозможности осуществить взыскание налоговой задолженности дочернего общества с материнского (в том числе и в обратном порядке) (пп.2 п.2 ст. 45 НК РФ), когда зависимые лица по несуществующим обязательствам друг перед другом реализуют возможность исполнения обязательств третьим лицом (ст. 313 ГК РФ), которое выступает контрагентом лишь одного из обществ. Использование формально легальной схемы ухода от уплаты налогов лицами, обладающими механизмами воздействия на принятие решений как зависимым обществом, так и опосредованно контрагентами, создаёт ситуацию, когда иные участники хозяйственных отношений (холдинги) оказываются в относительно неблагоприятном состоянии по существу, поскольку при прочих равных условиях несут большие налоговые издержки и сопуствующие налоговые споры. Ещё одним примером «неравного эффекта» может явиться ситуация, когда унитарное предприятие не может быть признано основным по отношению к организации, в которой оно имеет преобладающее участие в уставном капитале, позволяющее определять принимаемые такой организацией решения, поскольку предприятие не является хозяйственным обществом/товариществом. А потому, при фактическом наличии отношений зависимости организаций к ним не может быть применён пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ5. Иные же организационно-правовые формы юридических лиц подпадают под действие указанной нормы и «отвечают солидарно по долгам налогоплательщика». Выявление подобных последствий констатирует уже существующую диспропорциональность применения нормы. Зачастую реализация норм и институтов одной отрасли права сводит к минимуму эффективность применения норм другой отрасли. При этом может возникнуть вопрос при рассмотрении проблемы «неравного эффекта» о ступенчатом характере правового регулирования налоговых отношений, о невозможности достижения объективно равного результата для субъективно различных участников, о недопустимости исследования действия нормы права обособленно, имманентным методом. Как справедливо отмечает Д.И. Щёкин «система права представляет собой сложную социальную систему, в которой сталкиваются интересы различных социальных групп и образований. Борьба интересов при нормативном регулировании обуславливает наличие в системе права отдельных противоречий. Задача состоит в том, что бы создать эффективную систему контроля», прежде всего законодательного и судебного, за соответствием нормы своему целевому характеру и адекватности правового воздействия на различных участников правоотношений.

«Неравный эффект» можно рассматривать и с позиций возможности использования субъектом нормы права, обладающей высокой степенью вариативности, с учётом собственных интересов (применение одним налогоплательщиком в совокупности актов, создающих возможность использования механизмов уклонения от уплаты налогов). Вопрос заключается не столько в недобросовестности налогоплательщика, сколько в способности нормы права предоставить субъекту формальные правомочию по совершению подобных действий, которые хотя и имеют легальный характер, но влекут причинение ущерба государству, системе налогового администрирования, эффективности регулирования нормами права общественных отношений. Дальнейшее развитие положений, закреплённых в пп. 2 п.2 ст. 45 НК РФ2, видится в ведении института консолидированного налогоплательщика, использовании режима налоговой транспарентности как наиболее оптимальных механизмов с позиций правового регулирования основных и дочерних обществ. Проблема «неравного эффекта» требует глубокого исследования и дальнейшей разработки. Учёт данного фактора на стадии разработки проекта регулирующего акта позволит прорабатывать ситуации воздействия нейтральных норм на различных участников налоговых правоотношений для предотвращения возможности дискриминационных, относительно неблагоприятных последствий их применения, учитывать и закреплять телеологические аспекты конкретной нормативной модели в целях соблюдения принципа всеобщности и равенства налогообложения в РФ.

Яндекс.Метрика