Мы делаем этот мир справедливее
+7 (8452) 345-543
Сравнение административной процедуры в России и Германии

Рекомендовать друзьям:

Комментировать

Дата размещения статьи: 02.06.2015

Административные процедуры играют большую роль в организации деятельности органов исполнительной власти как в России, так и в Германии. Они призваны гарантировать принятие безупречных и целесообразных решений государственными органами. Законодательно закрепленные административные процедуры являются одним из основных видов гарантий реализации административно-правового статуса граждан и организаций? что подтвердят юристы саратова.

В науке российского административного права административная процедура представляет собой «нормативно установленный порядок осуществления уполномоченными субъектами права последовательно совершаемых действий в целях осуществления их компетенции и оказания публичных услуг». Словарь С.И. Ожегова определяет процедуру как «официальный порядок действий, выполнения, обсуждение чего-нибудь». Очевидно, что процедура есть некий порядок, последовательность действий, имеющих определенную цель. Важнейшее значение при определении понятия административной процедуры имеет изучение другого понятия, не менее дискуссионного, административного процесса. Первым систематизированным исследованием проблем административного процесса стала монография Н.Г. Салищевой «Административный процесс в СССР», которая представила третий вид процесса как своего рода «слепок» с процессов гражданского и уголовного одновременно. Основоположники юрисдикционной концепции рассматривали административный процесс как регламентированную законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения».

Позже появились сторонники более широкого подхода, которые стали включать в административный процесс, помимо юрисдикционной, и позитивную деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц, т.е. деятельность, связанную с разрешением индивидуально-конкретных административных дел с последующим принятием индивидуально-правового акта. Однако нет единства мнений в понимании позитивной деятельности: имеется ли в виду только правоприменение (И.М. Лазарев), или также нормотворчество, внутриорганизационная деятельность (Ю.А. Тихомиров) и др.

Преобладающей в российском административном праве является позиция еще более широкого понимания административного процесса, включающая как позитивную, административно-юрисдикционную деятельность, так и административную юстицию (судопроизводство).

Элементами административного процесса являются административные производства и административные процедуры. Под первыми понимается особый вид административной деятельности по разрешению дел определенной категории на основе общих и специальных процессуальных норм.

В науке российского административного права сложилось два подхода к понятию административной процедуры: узкий и широкий. Узкий подход связывает административную процедуру лишь с рассмотрением конкретных дел, с принятием индивидуально-правовых актов или, иначе, с правоприменением. Согласно широкому подходу административная процедура не ограничивается правоприменением, она включает в себя еще и правотворчество, внутриорганизационную деятельность. Сторонники данного подхода определяют административную процедуру как порядок осуществления органом исполнительной власти, должностным лицом установленных для него полномочий.

В русском законодательстве имеется легально закрепленное определение административной процедуры. Так, п. 30 постановления Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 гласит, что это логически обособленные последовательности административных действий при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги), имеющие конечный результат и выделяемые в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги).

В отличие от России, где специального закона еще нет, но используется сам термин, в Германии уже с 1976 года действует закон «Об административной процедуре», в §9 которого содержится определение административной процедуры как «направленной вовне деятельности органов государственного управления по выяснению предпосылок (условий), подготовке и принятию административного акта или заключению публично-правового договора встречается и иной перевод рассматриваемого термина, например, Бергманн Вильфрид применяет термин «административное производство». Это лишь терминологическое несоответсвие, не представляющее большой проблемы при исследовании данного вопроса, хотя в России, как говорилось выше, разграничению указанных понятий уделяется особое внимание.

Профессор немецкого университета Г. Маурер справедливо отмечает, что легальное определение административной процедуры ограничивается лишь малой долей действий органов государственного управления. Именно поэтому он предложил широкий подход к определению этого понятия. Административная процедура в широком смысле есть любая деятельность органа государственного управления, которая направлена на принятие решения, совершение любого другого действия или заключение договора.

В науке немецкого административно-процессуального права термин «административный процесс» (Verwaltungsprozess) используется для обозначения судопроизводства в административных судах, т.е. рассмотрения споров, стороной в которых является орган государственного управления (в т.ч. трудовые споры)

Таким образом, и в России, и в Германии имеются схожие подходы к пониманию административной процедуры: широкий и узкий.

Яндекс.Метрика