Мы делаем этот мир справедливее
+7 (8452) 345-543
Благоприятствующие и обременяющие административно-правовые акты

Рекомендовать друзьям:

Комментировать

Дата размещения статьи: 02.06.2015

Ярким примером проявления эффективности государственного управления являются страны Западной Европы (Германии, Франция, Швеция). Рассмотрим опыт государственного управления в Германии. В Германии существует широкий спектр социальных законов, которые охватывают обеспечение по болезни, старости и в связи с несчастным случаем. Т.е. система предоставления публичных услуг в Германии сложилась за многие годы.

Основной правовой формой деятельности органов государственного управления является административно- правовой акт. Согласно §35 Административно-процессуального кодекса ФРГ под административно-правовым актом понимают «каждое постановление, решение или иную высшую меру, которая относится к регулированию государственными органами отдельных случаев в сфере публичного права и направлена на внешнее непосредственное правовое воздействие».

Другими словами, административно-правовой акт - это юридический акт, принимаемый органом государственного управления по какому-либо конкретному случаю. В отличие от нормативного акта управления административно-правовой акт не создаёт правовых норм, но непосредственно порождает, прекращает или изменяет то или иное правоотношение, как правило, административно-правовое.

В немецкой административно-правовой теории существуют различные критерии классификации административных актов. Для данной работы особый интерес представляет классификация административно-правовых актов по воздействию на граждан, на основе которой все акты делятся на обременяющие (отягчающие) и благоприятствующие. Для того, чтобы объяснить важность такого деления, необходимо обратиться к истокам государственного управления. Под «управлением» понимается та государственная деятельность, которая не является законодательной и судебной властью, а является исполнительной властью, без осуществления при этом специфической деятельности государственных органов, связанной с решением государственных задач. Особенность государственного управления в Германии заключается в её двойственной природе. С одной стороны государственное управление оказывает государственно-властное воздействие (вмешательство - Eingriffsverwaltung), при котором управление выступает как повелевающее, обязывающее, обременяющее; исполнение этих повелений в случае необходимости обеспечивается с помощью принуждения.

Примером государственного-властного управления является начисление налогов, запрещение предпринимательской деятельности, конфискация и т.д. С другой стороны, государственное управление предоставляет гражданам права на различные блага и услуги, их правовое и фактическое социальное положение улучшается (так называемое позитивное управление - Leistungsverwaltung), реализуются имеющиеся права или предоставляются новые. Ярким примером позитивного управления являются различные субвенции, поддержка социального обеспечения, предоставление помощи муниципальным учреждениям, пособии по безработицы и т.д.

Появление государственного управления по предоставлению государственных услуг показывает, что государство перестаёт быть только аппаратом принуждения и давления над человеком. В немецком административном праве каждому виду государственного управления соответствует определенный административный акт. Деление актов на обременяющие и благоприятствующие имеет не только теоретическое, но и существенное практическое значение, поскольку для каждого вида акта предусмотрены различные условия вступления их в законную силу, отмены и признания недействительными. Так, например, обременяющий (правомерный или противоречащий праву) административно-правовой акт легче отменить, чем правомерный либо противоречащий праву благоприятствующий акт. Это зависит от того, имеет ли этот акт денежную или вещную форму исполнения. Законодатель исходит из того, что сторона, получившая выгоду, предполагала постоянность, неизменность, законность административного акта, т. е. относилась с доверием к этому акту. В немецком праве эта ситуация называется «защита доверия» («Vertrauenschutz»). Этот принцип, конечно, не относится к тем случаям, когда административный акт был принят на основе подложных документов, под угрозой, давлением, подкупом или на основе фальшивых данных или «грубой неосторожности».

Появление категории «публичные услуги» в законодательстве РФ и отечественной управленческой практике свидетельствует о том, что концепция позитивного и негативного государственного управления воспринята и в России, следовательно, должна быть разработана конструкция «благоприятствующих» и «обременяющих» актов.

Яндекс.Метрика