Краткий комментарий к кодексу административного производства

2015-10-07 17:17:59 3254
Краткий комментарий к кодексу административного производства

15 cентября 2015 года Федеральным Законом от 8 марта 2015 года введены в действие основные положения Кодекса административного судопроизводства (КАС), для отдельных его положений установлен иной срок вступления в силу. Его внушительный объем и содержание из 365 статей говорит о том, что законодатели постарались и вложили а него весь опыт по составлению печатных законов. С первых страниц Кодекса читатель обращает внимание на очень подробное изложение текста и достаточно простой слог. На наш взгляд таким и должен быть юридический текст – простым и понятным для гражданина без профессионального юридического образования.

Так о чем же Кодекс административного судопроизводства? Этот кодекс призван упорядочить судопроизводство по спорам между гражданами и властью. Благодаря этому Кодексу организации или граждане могут обращаться в суды общей юрисдикции  с исками о нарушении их прав и интересов как чиновниками в отдельности, так и органами власти. С появлением Кодекса, дела связанные с политическими выборами, оспариванием нормативно - правовых актов органов власти и квалификационной коллегии судей, снижением кадастровой стоимости объектов недвижимости для расчета имущественного налога, защитой избирательных прав граждан, теперь регулируются именно им.

Одним из самых интересных нововведений в Кодексе административного судопроизводства, пожалуй, можно назвать статью 55, в которой сказано, что представителем в суде по административным делам может быть гражданин, имеющий только высшее юридическое образование. Тоже относится и к истцам. Нет юридического образования – ищите представителя с таковым.

Говоря о представителях, стоит отметить о действии доверенностей. Так, доверенности, оформленные на представителей до 15 сентября 2015 года не допускаются в судебные процессы как по причине неуказанности как определенных полномочий, необходимых для ведения дела в административном порядке, так и по причине отсутствия в доверенности полномочий  по представлению в административном судопроизводстве «административного истца», а не просто «истца», как это было ранее.

Проигравший в административном суде обязан выплатить понесенные по делу судебные расходы, перечисленные в ст. 103 КАС (государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением административного дела). Проще говоря, если гражданин решил обжаловать действия чиновников и судья отказывает в иске, то ему придется готовить кругленькую сумму денег на оплату судебных издержек противоборствующей стороны.

«Приятные мелочи», так можно охарактеризовать ст. 126 КАС в которой указано о возможности электронной подачи документов в суды для административного рассмотрения, а при наличии соответствующего ходатайства возможно и вовсе получение электронных копий судебных актов и документов по делу. К этой же категории можно отнести дела, рассмотрение которых возможно в порядке упрощенного производства, за исключением случаев обязательного присутствия сторон в деле.

Кодексом административного судопроизводства установлено право судей не утверждать мировое соглашение о примирении сторон, если его условия якобы не соответствуют закону либо нарушают права и законные интересы третьих лиц. Эта норма немного двояко дает понимание ситуации. С одной стороны суд, как компетентный орган регулирует и выстраивает отношения как они должны быть основываясь на законе, а с другой стороны, истец и ответчик находят условия, на которых им выгодно разойтись и при этом не хотят вмешательства извне. Также судья может лишить участника  судебного разбирательства слова, остановить его речь в любой момент, обязать явиться сторону в суд, подписавшую ранее обязательство о явке.

С момента вступления в силу Кодекса имеет место быть принудительный привод стороны по делу в суд. Если ранее в Гражданском процессуальном кодексе РФ закреплялось право принудительного привода в суд свидетеля, извещенного надлежащим образом, то в административном судопроизводстве принудительно доставлены могут быть и свидетели, и стороны.

Подводя итог, хотелось бы отметить хорошую работу законодателей. Они постарались максимально понятно изложить все тонкости немного неожиданного Кодекса. Говоря о хорошем, необходимо отметить, что суды общей юрисдикции теперь отлично вооружены для административных разбирательств и их профессионализм будет отчетливо читаться в решении каждого дела. 

  Внимание!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
  Поэтому для вас круглосуточно работают
БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
 

Телефоны: +7 (8452) 345-543

Viber, WhatsApp: +7 (960) 357-65-23

Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО!

Напишите свой вопрос и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут и бесплатно проконсультирует.

Отправляя данные вы соглашаетесь с Согласием на обработку ПДн, Политикой обработки ПДн и Пользовательским соглашением

Анонимно Информация о вас не будет разглашена Быстро Заполните форму, и уже через 5
минут с вами свяжется юрист